МОУ Карл-Марксовская СОШ
село Желобово, Рязанская область
  • О школе

    Муниципальное образовательное учреждение   Карл-Марксовская средняя общеобразовательная школа (сокращенно МОУ Карл-Марксовская СОШ)

    Муниципальное образовательное учреждение   Карл-Марксовская средняя общеобразовательная школа  (сокращенно МОУ Карл-Марксовская СОШ) основана в 1874 году.

    Место нахождения - Рязанская область, Сараевский район, село Желобово, улица Центральная, д.69.

    Контактный телефон - (49148) 3-63-18, электронная почта sosh.karlmarks@ryazan.gov.ru , адрес официального сайта https://sh-karl-marksovskaya-zhelobovo-r62.gosweb.gosuslugi.ru

    Учредитель школы - муниципальное образование – Сараевский муниципальный район Рязанской области.

       МОУ Карл-Марксовская СОШ  является  муниципальным  бюджетным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного,  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.   

    С 01 сентября 2011 года в школе существует филиал  «Красно-Озерковская  основная общеобразовательная школа», который находится по адресу: Сараевский район, п. Красный Озерок (большой) зд.57, тел. (49148)3-61-15, электронная почта krasnyi-ozerok@mail.ru

    С 01 февраля 2014 года в школе  есть дошкольная группа, с  2019 г. функционирует дошкольная группа филиала "Красноозерковская ООШ", с 08.09.2022 г. на базе кабинетов  физики,  химии и биологии  открыт Центр научно-естественной и технологической направленностей "Точка роста".

    В 2023 году в школе  проведен капитальный ремонт в рамках федеральной программы "Модернизация школьных систем образования".

    История школы

    По данным научного архива Сапожковского краеведческого музея, Желобово-Борковская школа (тогда она  называлась так) построена в 1874 году. В докладе Сапожковской уездной земской управы 35-му очередному уездному собранию в 1899 году сообщается:  «Школа деревянная, на 45 учащихся, действительно в школе 72 учащихся. Законоучитель – священник Сапожков Николай Иванович. Учитель – Елена Александровна Кушнаренко. Попечитель Григорий Иванович Кристи, егермейстер Высочайшего двора и его жена Мария Николаевна Кристи взяли на себя содержание школы в хозяйственном отношении (кроме сторожа), что обошлось им в 80 рублей. Каждый учащийся обходился в год в 6 рублей 86 копеек. Жалование учителю за год -  275 рублей, законоучителю – 30. В школе была библиотека, в 1907 году в ней было 285 книг». Эти и другие сведения о школе взяты из Журналов Сапожковского уездного собрания.

    В воспоминаниях старожилов села рассказывается о том, что в трех классах школы учились чтению, письму и счету одни мальчики. Главным предметом был Закон Божий,  а священник очень строго наказывал за неприлежание: бил линейкой, ставил  голыми коленями на горох или гречку.

    В 1910 году  земством было построено двухэтажное деревянное здание на левом берегу Пожвы, на территории современной школы. Здание в перестроенном виде действовало до 1987 года, затем было разобрано. В Желобово-Борковской земской четырехклассной школе учились уже и девочки. После октябрьских событий 1917 года на левый берег Пожвы был перенесен и отдан под школу дом помещиков Кристи, позже и поповский дом, но помещений все равно не хватало. В 30-е годы, по воспоминаниям старожилов, бывало в школе 8 первых классов по 30 человек в каждом, учились в 2 – 3 смены.

    В 1932 году  в село Желобово приезжают супруги  Мария Андреевна и Николай Михайлович Крыжановские. Николай Михайлович становится директором, и начинается новая история школы села Желобово. Крыжановские проработали в школе 25 лет и оставили самый заметный след в ее истории. Память об этих подвижниках, настоящих Учителях  живет в сердцах желобовцев.

    В 1932 году школа становится Желобово-Борковской семилетней школой крестьянской молодежи (ШКМ). Крыжановский хлопочет о постройке нового здания школы. Весной 1936 года обрушилась стоявшая с 1930 года бесхозной церковь. На сельском сходе Николай Михайлович Крыжановский предложил взять церковный кирпич на строительство школы, жители его поддержали, начальство тоже, из Москвы привезли проект и разрешение получить кирпич с завода – и стройка началась.

    Митрофан Афанасьевич Андрюшкин, бывший в 1936 году председателем Карл – Марксовского сельского совета, пишет в воспоминаниях: «В строительстве принимали участие все жители, на каждый из 9-ти колхозов дали задание – собрать столько-то кирпичей, каждый взрослый должен был отработать на стройке определенное количество дней. Работа шла очень быстро: начали строительство в июне, а в декабре дети уже учились».

    Кирпичное двухэтажное здание, крытое железом, возвышалось в центре села, школа была  и духовным центром всей сельской жизни. Тон задавали Крыжановские, вокруг которых объединился сплоченный работоспособный коллектив, учителя преданно и бескорыстно служили делу образования. Авторитет школы поднялся очень высоко.

    Учащиеся школы во главе с учителями заложили парк около школы, посадили сад. Традицией стали демонстрации на 1 мая и 7 ноября (вы видите фотографии этих мероприятий), концерты и театральные постановки, шефская помощь колхозам, участие в ликвидации безграмотности населения.

    Последующие поколения педагогов поддерживали благородные традиции, создавали новые.

    В 1938 году школа становится Карл – Марксовской средней (Карл – Марксовским назывался с 1924 года сельский совет), сюда приходят получить среднее образование из многих сел Сараевского, Ухоловского районов: Бычки, Ново-Бокино, Старо-Бокино, Дмитриевка, Дегтяные Борки, Бутырки, Мостье и других. Становится тесно даже в этом огромном здании. В июне 1941 года сдают выпускные экзамены два десятых класса, 10 «А» и 10 «Б», 57 человек, 18 июня у них выпускной бал… Все юноши первого выпуска средней школы ушли на фронт и вернулись домой немногие (В Книге памяти Карл – Марксовского сельского совета 355 фамилий воинов, не вернувшихся с войны). Учителя и ученики работали не покладая рук, жили под девизом «Все для фронта, все для победы». Пятиклассники собирали золу и птичий помет, верхушки картофеля, для того, чтобы засадить весной колхозные поля, собирали бумагу, конверты, кисеты для фронтовиков. А 9 человек не могли посещать школу из-за отсутствия обуви и одежды. Было трудно, голодно, холодно, но жили надеждой на Победу.

    О школе военных лет написала нашим краеведам  подробные воспоминания, очень интересные, эмоциональные, содержательные, Рогожникова (Ельчева) Наталия Федотовна, Заслуженный врач Российской Федерации.

    В войну и послевоенные годы школа была снова семилетней: и учеников было мало, и учителей не хватало. Но традиции старались соблюдать и авторитет школы не роняли. Супруги Крыжановские по-прежнему держали на своих плечах всю школу.

    У семиклассников – выпускников 1950 года классной руководительницей была Мария Андреевна Крыжановская. Очень все ее любили, называли второй мамой и  до наших дней сохранили самые лучшие воспоминания.

    В 1952 году Николай Михайлович выходит на пенсию, уходит с директорского поста, но еще 5 лет он преподает биологию, а Мария Андреевна по-прежнему учит русскому языку и литературе. Потом они уезжают к дочери на Урал.

    В первые послевоенные годы в школу пришли учителя, которых сейчас знают, помнят, чтут все сельчане: это Петрунина (Мещерякова) Мария Семеновна, выпускница 1941 года, Горенышев Василий Иванович, выпускник 1941 года, Воеводина (Кирилина) Клавдия Петровна, Каданцева Валентина Ивановна, Отличник народного образования Никишина Мария Ильинична, Овчинникова (Волкова) Зоя Дмитриевна. Все они отдали школе по 30 – 40 лет жизни, выучили и воспитали настоящих людей, которыми гордится школа и село.

    Более 40 лет преподавала в школе русский язык и литературу Якшина (Сорокина) Александра Ивановна, Заслуженный учитель РСФСР. Несколько поколений желобовцев учились грамоте, учились понимать прекрасное под ее чутким, внимательным руководством. Сейчас Александры Ивановны  уже нет в живых, но до конца своих дней  она не  теряла связи со школой, вела регулярную переписку с учителями, учениками, довольно часто присылала свои стихи.

     С 1 сентября 1956 года  школа снова становится средней, снова идут сюда за аттестатами зрелости ученики из окрестных сел. После Николая Михайловича  Крыжановского школу возглавляли Быков Петр  Федорович, Ильина Анна Михайловна, Лаврехин Александр  Борисович. А в 1960 году директором стала Карабанова Мария Максимовна. При ней школа снова пошла в гору, снова стала одной из лучших в районе и больше уже не теряла своей лидирующей позиции. Юные натуралисты школы демонстрировали свои достижения в выращивании сельхозпродукции в Москве, на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства, получали дипломы и ценные подарки; много внимания уделялось краеведческой работе, мы и сейчас пользуемся материалами, собранными в те годы.

    Сменивший Карабанову Марию Максимовну Ананьин Евгений Сергеевич был очень деятельным, инициативным человеком. Именно ему мы обязаны тем, что в школе всегда тепло: при нем было проведено паровое отопление и перестали топить торфом 12 печей.

    13 лет возглавляла педагогический коллектив Савилова Мария Яковлевна.

    В эти годы школа перешла на кабинетную систему преподавания, пионерская дружина имени Аркадия Гайдара прочно занимала 1 место в районе по всем показателям, а ученики школы были победителями районных и областных олимпиад.

    С 1986 года по 2011 год  школу возглавлял Беляев Александр Васильевич, который за свою многолетнюю добросовестную работу в 2008 году получил Президентский Грант в 100 тысяч рублей. С 2011 года директор школы - Бирюкова Елена Михайловна.  Все эти годы в школе парктически не менялся состав учителей.

    Заслуженные ветераны школы: Емельянцева Надежда  Михайловна,  преподавала математику и черчение с 1965 года, награждена орденом «Знак Почета»; Отличник народного образования Беляева Людмила Петровна, более 30 лет своей жизни отдала обучению ребят русскому языку и литературе.

    В двадцать первом веке школа стремится достойно продолжить традиции, заложенные Крыжановскими  и их сподвижниками. С 1959 по 2023 год среднее образование получили более тысячи человек, из них 33 человека закончили школу с золотой, а 25 человек с серебряной медалью.

    В Правительственной телеграмме депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Председателя Комитета по образованию и науке Николая Ивановича Булаева есть такие слова: «Недаром в 2006 году ваша школа получила вполне заслуженный президентский грант (1 миллион рублей), который является результатом кропотливой работы целого коллектива».

    Образование и формы обучения

    МОУ Карл-Марксовская СОШ  является  муниципальным  бюджетным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного,  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования.   

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития школы - это нормативно-управленческий документ МОУ Карл – Марксовская СОШ, отражающий особенности организации образовательного процесса, информационной образовательной среды школы, направленный на удовлетворение потребности граждан в качественном образовании.

    Основная цель программы: создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.

    Сроки и этапы реализации программы:

    1. этап – июнь - декабрь 2019 – Организационный - анализ и оценка исходного состояния, разработка программы.
    2. этап – 2020-2025 – Основной - реализация основных мероприятий программы, подведение итогов каждого года реализации программы, электронный мониторинг, осмысление рисков, корректировка плана действий.
    3. этап – сентябрь-декабрь 2025 – Заключительный - подведение всех итогов программы, соотношение фактического результата с предполагаемыми результатами программы, опубликование и представление опыта реализации программы на разных уровнях.

    В разработке программы учтены достижения школы, опыт реализации отдельных направлений, потребности заказчиков образовательного процесса.

    Результаты программы планируется представить в виде программного продукта, размещенного на школьном сайте.

    Финансирование программы предполагается осуществлять за счет средств федерального и местного бюджетов, привлечения внебюджетных средств.

    В реализации программы принимают участие все участники образовательного процесса.

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie